Символика РФ

Символика


1. Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации» в редакции Федерального конституционного закона от 30 июня 2003 г. «О внесении изменений в федеральные конституционные законы «О Государственном флаге Российской Федерации» и «О чрезвычайном положении»
2. Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации» в редакции Федерального конституционного закона от 30 июня 2003 г. «О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации»

« ...древняя эмблема или цвет нации, подобно гербу древнего рода, должны быть всегда и неизменно сохраняемы нетронутыми. В противном случае самая эмблема теряет символическое и историческое свое значение, не приобретает популярности в народе и становится не более как официальным, казенным штемпелем. »

Владимир Белинский (XIX век)

Флаг России

Статьей 1142 Морского Устава, издания 1886 года, бело-сине-красный флаг Высочайше утверждается Императором Александром Третьим лишь "для коммерческих судов" каким он был при его отце Александре Втором.

В 1914 году особым циркуляром министерства иностранных дел был введён "для употребления в частном быту" новый национальный бело-сине-красный флаг с добавленным в верхней части у древка жёлтым квадратом с чёрным двуглавым орлом (композиция, соответствующая дворцовому штандарту императора); орёл изображался без титульных гербов на крыльях; квадрат перекрывал белую и около четверти синей полосы флага. Новый флаг не вводился как обязательный, его использование лишь "разрешалось". Символика флага подчёркивала единение царя с народом.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Символика России

Двуглавый орел Александра Первого

ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ, основной элемент ряда государственных гербов, в том числе российского.

Происхождение этой эмблемы уходит своими корнями в глубокую древность, в религиозные верования народов Передней Азии, шумеров. От древних народов Передней и Малой Азии это изображение перешло к Сасанидам (3—7 вв.), а еще позднее к Сельджукидам (11 в.). Все эти изображения вряд ли еще можно отнести к символам государственной власти. Во время крестовых походов с этим изображением хорошо познакомились крестоносцы, и на Западе из тканей с двуглавым орлом стали изготовляться одежды высшего духовенства и могущественных властителей. Такой же обычай укоренился и в Византии того времени. К 15 веку на Западе уже четко определилось различие между двуглавым орлом, который стал символом императорской власти и одноглавым орлом, который стал символом королевской власти.

Широко известное мнение, что двуглавый орел был гербом Византии периода расцвета, по-видимому, неверно; нет никакого подтверждения, что это изображение было именно государственной эмблемой (оно никогда не встречается на монетах, печатях, надгробиях щитах и на одежде императорской охраны), но оно было популярно, так как в нем видели единство Востока и Запада в Византийской империи. Напротив, в оставшейся от великой империи к 15 веку Морее (византийских владениях по полуострове Пелопоннес и небольших островах Эгейского моря) двуглавый орел был личным знаком деспотов. В частности, золотой двуглавый орел на красном поле, каждая глава которого увенчана короной и общая большая корона венчает обе, найден на книгах деспота Дмитрия Палеолога. Из этой фамилии происходит жена последнего московского великого князя и первого царя Ивана III. Но брак с Софьей Палеолог состоялся в 1472 году, а самое раннее из известных изображений двуглавого орла на печати Ивана III датируется лишь 1497 годом. По мнению многих историков се же Иван Великий принял этот герб (и титул царя) не столько под влиянием своего брака с Зоей-Софьей, а также и желая стать на равных с кесарями-императорами Священной Римской империи германской нации, где двуглавый орел был государственной эмблемой значительно раньше (недаром Иван III выводил свой род от «кесаря Августа»). Во всяком случае, двуглавый орел уж никак не был именно гербом семьи Софьи (ее брат, активно торговавший всевозможными символами своего прежнего величия никогда не делал попытки продать этот герб). Это косвенно подтверждается и нападками проповедника идеи славянского единства хорвата Юрия Крижанича, который в своей публицистике прямо указывает, что двуглавый орел — всего лишь подражание «немцам». В целом этот вопрос довольно спорен, единого мнения между историками здесь нет.

На интересной московской печати 1577 года двуглавый орел со всадником на груди уже окружен 24 эмблемами, которые символизируют русские земли. С 17 века над двумя головами орла появляется третья корона. Это распоряжение Михаила Федоровича, который предписал это специальной грамотой. Но появилась эта корона впервые еще на печати самозванца Лжедимитрия на двадцать лет ранее, правда явно королевская, а не царская.

Крылья первых орлов сложены, а вот при Алексее Михайловиче они стали изображаться распущенными, в лапы орла даются скипетр и держава.

При Петре I символы (или гербы) земель размежают на крыльях орла, а изображенный на щитке всадник явно похож на самого Петра. В петровские времена герб неодкратно видоизменялся. Был проект размещения его государственном флаге. Со времени провозглашения Петра императором, естественно, был изменен и герб, прежде всего короны — все три стали императорскими. Добавлена была орлу цепь ордена Андрея Первозванного. Геральдизация герба в целом стала заботой выписанного из Италии графа Франциска Санти, специалиста по геральдике, но смерть императора помешала довести эту работу до конца. Орел черного цвета стал помещаться на императорском желто-черном штандарте.

В течение 18 века в облике герба происходили постоянные изменения. Это хорошо видно на сохранившихся монетах (см. Гербы на монетах России), печатях. Со времен Анны Иоановны орел приобретает особенно мощный, исполненный достоинства размах крыльев и осанку. Его творцом на большой государственной печати был известный швейцарский гравер Иоганн Гендлингер, который как раз перед приездом в Россию выгравировал шведскую государственную печать. Печать Гендлингера служила вплоть до Николая I. Но Павел I делал попытку видоизменить герб. На утвержденном им рисунке титульные гербы размещаются не на крыльях орла, а на большом щитке, разделенном на сорок три малых щитка. Появляется сень (мантия), поддерживатели в виде фигур ангелов и др. Этот неосуществленный павловский проект стал основой для видоизменений второй половины 19 века.

При Александре I изображение орла с крыльями, не слегка приподнятыми кверху, а простертыми горизонтально было воспринято отрицательно, как подражание всему французскому (подобного орла ввел в свой герб Наполеон Бонапарт). Но новации допускались лишь при изображении на монетах, гербовой бумаге, мундирных пуговицах и др., а государственная печать оставалось неизменной.

Подробная разработка нового герба проводилась в царствование Александра II, когда в 1857 году должность управляющего Гербовым отделением Департамента герольдии занял Б. В. Кене, личность которого вызывала резко полярные отзывы современников и потомков. Именно ему принадлежит новое оформление герба в немецком стиле. Изменил он и Георгия Победоносца, сделав его похожим на немецкого рыцаря в доспехах и шлеме. Изображение орла было дополнено многими деталями. Основная новация состояла в том, что титульные гербы теперь на большой печати убирают с крыльев орла, а размещают вокруг основного щита с мантией, поддерживателями и др. Утверждены окончательно большой, средний и малый гербы были уже Александром III. На малом гербе сохранялось старое размещение титульных гербов.

Февральская революция 1917 года не отменила двуглавого орла, а сняла с него короны. Большевики заменили орла новым гербом, беспощадно искореняя все изображения гордой птицы, но после распада СССР двуглавый орел был принят по указу президента Б. Н. Ельцина как герб новой России, но без излишеств второй половины 19 века. Это изображение пока не утверждено Государственной думой и не может считаться официальным гербом. Характерно, что дизайн герба освобожден от многих изобретений Кене.

В других странах, кроме Священной Римской империи, двуглавый орел был гербом Австро-Венгрии (и остался гербом Австрии), а также Албании.

Всадник со змием

ВСАДНИК СО ЗМИЕМ, древняя московская эмблема, часть государственного герба России и Российской империи, герб Москвы. Изображение также встречается у многих христианских народов. Наиболее распространенное толкование — Святой Георгий, поражающий змия (дракона). Но оно возникло далеко не сразу.

Впервые всадник, поражающий копьем дракона как московский герб описан З. Герберштейном (середина 16 века). Это описание великокняжеской печати. Здесь он еще не называется Георгием.

До печати изображение всадника встречается на монетах 14—15 вв. , причем всадник изображен с копьем, мечом, соколом (последнее в подражание западно-европейским сюжетам), причем кроме Москвы они чеканились в соседних княжествах. Особенно они типичны для Твери, а также для Новгорода. С 15 века появляются экземпляры, на которых всадник поражает копьем некий предмет, голову дракона, самого дракона. Постепенно всадник приобретает развевающийся плащ, особый замах копья, пронзающего прямо морду дракона. Изображение для ясности сопровождалось буквами К, К—Н, то есть князь. На княжеских печатях всадник появился уже с 13 века. Есть разновидность рисунка в иностранных гербовниках, где всадник не поражает змея копьем, а топчет его ногами коня. Относительно поворота всадника вправо и влево царила полная свобода, так как в России не было строгих геральдических правил и устоявшегося представления о гербах.

В Европе изображение вооруженного всадника типично для княжескихь и королевских печатей. Близка к русскому всаднику литовская погонь.

В 1667 году появляется государственное установление, согласно которому всадник объявляется не самим царем, а наследником.

А вот некоторые иностранцы видят во всаднике Святого Георгия на копейках уже с середины 16 века (1565, записки Р. Барберини). Но если это всадник, то кого же он поражает? Неоспоримо, что в русских летописях, былинах, немногочисленной литературе образ змея или дракона недвусмысленно связывается с татаро-монгольскими завоевателями (вспомним только былину о Тугарине Змеевиче). Но и образ дракона, убитого Святым Георгием, на Востоке и Западе издавна воспринимался как символ побежденного язычества (для русских, конечно не было разницы между язычниками и татарами-мусульманами). В европейской иконографии Святой Георгий нередко отождествляется с храбрым рыцарем, сюзереном.

В 1497 году всадник соединяется с двуглавым орлом на печати Ивана III.

Вместе с тем Святой Георгий был на Руси очень популярен еще с 10 века. Из пешего воина он постепенно превращется во всадника. Традиция прочно связывает образ Георгия-воина с основателем Москвы Юрием Долгоруким (вообще многие русские князья помещали на своих печатях своих святых покровителей). Иконописное положение Святого Георгия (Егория Храброго) очень близко к московскому всаднику. Естественно, что оба образа в конце концов слились.

На печати Петра I всадник имеет явственные черты сходства с самим Петром I. Но на государственном гербе, составленном Ф. Санти в описании всадник уже называется Святым Георгием. Смотрит он вправо. Правда, в некоторых документах Екатерины I всадник по-прежнему называется иногда «ездец». Впрочем, в течение 18 века всадник уже чаще трактуется как Святой Георгий. Он четко воспринимается как герб Москвы и вводится во все гербы Московской губернии.

При составлении государственного герба Бернгардом Кене (см. Двуглавый орел) всадник повернулся влево, чтобы соответсвовать правилам западноевропейской геральдики, он приобрел западноевропейский шлем. Такая ориентация сохранилась до самой революции, после которой Святой Георгий как герб Москвы появился лишь на сувенирах для иностранцев в 60-е годы. В настоящее время Георгий снова смотрит вправо.

Гербы некоторых городов Российской Федерации

Герб г. Санкт-Петербурга.
Утвержден 7 мая 1780г.
Герб г.Ростов-на-Дону
Утвержден 29 июля 1811г.
Герб г. Рязани
Утвержден 29 марта 1779г.
Герб г.Царицына (ныне г. Волгоград)
Утвержден 29 октября 1857г.
Герб г.Владимир
Утвержден 16 августа 1781г.
Герб г.Архангельск
Утвержден 2 октября 1781г.
Герб г.Астрахани
Утвержден 8 декабря 1856г.
Герб г.Воронеж
Утвержден 21 сентября 1718г.
Герб г.Екатеринбурга
Утвержден 17 июля 1783г.
Герб г.Казани
Утвержден 18 октября 1781г.