Андрей Рублев

Разными путями несли святые подвижники в народ веру и просвещение. Вдумайтесь в эти слова: просвещение - свет - святость. Особенное значение в этом деле имеют церковные искусства. Великий иконописец Андрей Рублев, передавший нам языком живописи радость познания Господа, до сих пор свидетельствует о православии через свои иконы во всём мире.

Очень мало известно об Андрее Рублеве. Предполагают, что родился он  около 1360 года. Сведений о его родителях история тоже не сохранила, но, судя по тому что у него была фамилия, они занимали высокое положение. В то время фамилии были даже не у всех бояр. В дальнейшем его упоминали по фамилии даже после принятия пострига.

Иконописание пришло на Русь из Византии со своими канонами и традициями. Строгие традиции почти не допускали фантазии, требовали от художника определенной духовной настроенности. Как отмечает исследователь иконописания М. Алпатов, византийский живописец приступал к работе, исполненный сознанием своей греховности, готовый к аскетизму и покаянию, поэтому на его иконе преобладали строгие, слегка приглушенные тона: темно-синий, темнозеленый, землисто-коричневый. Но иногда встречались и яркие, жизнерадостные: алый, голубой, светло-зеленый и другие. Работы греческих мастеров были насыщены также пурпуром и золотом.

Русские живописцы, конечно, стремились следовать признанным канонам. Но восприятие мира у учеников знаменитой Византии имело свою специфику. Особенно свой это было московской школе иконописи, к которой принадлежал и Рублев.

Учителем его считается великий Феофан Грек - византиец, навсегда связавший свою жизнь и творчество с Русью. Но насколько же разным было понимание цвета у них! Откуда же у Андрея, как и у других русских живописцев, это стремление к свету, эта радостная живопись? Наверное, от внутреннего, духовного видения. И какие же тона присущи русской православной душе, наполненной милосердием, добротой и состраданием? Конечно, чистые и светлые. Вот откуда исходит свет, которым наполнены иконы и фрески Рублева. Но не следует думать, что жизнь Андрея всегда протекала радостно и безоблачно. В житии Рублев назван постником и аскетом. Из этого можно заключить, каким подвигом давалась ему та просветленность, которой дышат его иконы. Ведь душу нужно подготовить к приему образов, посылаемых свыше. Для этого она должна быть свободна от всего сиюминутного, суетного, греховного. Добиться этого можно непрестанными молениями и постом. Именно так готовил себя Рублев к общению с Богом, именно такой ценой давалось ему вдохновение. Преподобный Иосиф Волоцкий писал о нем: Никогда о земном не пекся, но всегда ум и мысль возносил к невещественному и Божественному свету. Андрей мог приступить к работе, только полностью очистившись, в согласии с собой и покое. Но сохранять спокойствие становилось все труднее ... Жизнь Андрея пришлась на один из самых трагических периодов в истории Руси. Двадцатилетним он узнал о грандиозной Куликовской битве, надломившей, но не уничтожившей ненавистное татарское иго. Через два года стал свидетелем сожжения Москвы ордами Тохтамыша.

А вскоре на Русь двинул свои полчища Тамерлан. Силы его были столь велики, что великий князь Василий Дмитриевич отчаялся спасти страну. Не было единства среди князей, не было сильной дружины, негде было просить помощи ... Оставалась лишь одна надежда: не попустит Господь, смилостивится Богородица. Вскоре Андрей в толпе москвичей встретил икону Божией Матери, принесенную из Владимира.

Вся Русь встала на молитву, и чудо свершилось: Богородица явилась Тамерлану во сне и запретила идти дальше. Потрясенный хан повернул от Ельца обратно.

Этот случай оказал огромное влияние на всю Русь. Рублев написал копию чудотворной иконы для Успенского собора во Владимире. Именно с этого случая началось особенное почитание Владимирской иконы Божией Матери. Перед ней молились великой заступнице, предстательнице за православных людей перед Господом.

Неизвестно, когда и где преподобный Андрей принял постриг, но, безусловно, это произошло до 1405 г., когда он встретился с Феофаном Греком, скорее всего в Троице-Сергиевом монастыре. По преданию, духовником ново постриженного стал Никон Радонежский из Троице-Сергиевой лавры.

Традиции, заложенные Сергием Радонежским, оказали огромное влияние на Андрея. Не случайно в одном из документов XVI века иконописец прозван великим именем: Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные ... А прежде жил в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повелел при себе образ написать Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему святому Сергию Чудотворцу ... Так просто и обыденно - написано о появлении одного из шедевров мировой культуры - иконы Пресвятой Троицы рублевского письма. Миллионы людей удостоились счастья видеть это чудо. Три ангела склонились друг К другу в мирной беседе. Фигуры их образуют круг - символ вечности. Одеяния их васильковые, словно русское небо, прозрачно-зеленые, как молодой весенний луг, темно-вишневые. А вокруг золотистый свет, словно блики на маковках  русских церквей. Троица стала вершиной творчества Рублева, слившей воедино итоги его собственных исканий с мудростью Сергия Радонежского.

В 1406 году скончался московский митрополит Киприан - один из тех, кто неустанными молениями отвратил от Руси Тамерлана. На его место был определен Фотий из Константинополя. Точнее сказать, грека назначили митрополитом Киевским и Всея Руси, а поскольку общерусский престол находился во Владимире, новый владыка направился туда. К его приезду решено было расписать кафедральный Успенский собор во Владимире.

В летописи под 1408 годом значится: Того же лета мая в 25 начато расписывание великой и соборной церкви Пречистой Володимирской повелением великого князя, а мастера Данило-Иконник да Андрей Рублев. Тогда-то Андрей встретился с другим выдающимся иконописцем Руси Даниилом Черным. Дружба и совместная работа их продолжались более двадцати лет. До самой смерти Андрей и Даниил были неразлучны. В совместных трудах и молениях незаметно прошло время. В тридцатых годах  XV века (точная дата неизвестна) тихо скончался Андрей. Даниил ненамного пережил друга. Величайших иконописцев Руси похоронили рядом. В одной из рукописей конца XVIII века упоминалось: Святые их мощи погребены и почивают в том Андрониеве монастыре под старою колокольнею, которая в недавнем времени разорена. Ученые полагают, что это место находится к северо-западу от Спасского монастыря.

Велико наследие Рублева, ставшее национальным достоянием России. По сей день его иконы и фрески радуют православных людей, а живописное

видение его было возведено в канон, т. е. стало обязательным правилом письма для всех иконописцев. Уже на Стоглавом соборе XVI века было велено писать образ Святой Троицы, как писал его Андрей и пресловущие греческие живописцы. Великий русский мастер стал в один ряд с основателями иконописи. Идеи Рублева, выраженные в его работах, стали близки многим православным мыслителям. Издревле иконописание именовалось на Руси ремеслом. Но это не значит поденная работа за кусок  хлеба: это было особое, священное ремесло. Ремесло, прежде всего, - тяжкий труд, долгий подъем к вершинам мастерства. И когда этот путь пройден, талант обращает ремесло в искусство. Так случилось и с Андреем Рублевым. Гений его, рожденный великой любовью к Господу, поднял русское иконописание до невиданных высот. Иконы и фрески Рублева - шедевры древнерусского искусства - уже более шести веков несут людям просветление, тихую радость сближения с Господом.

Постойте несколько минут рядом с рублевским творением - и в душу сойдет такой мир и покой, которого тщетно добиваются иные проповедники. Уже в XVI веке он именовался преподобным, изображался на миниатюрах с нимбом. В Троице-Сергиевой лавре - оплоте русского православия его поминали 4 июля вместе с Андреем Критским. К сожалению, потом, в века забвения традиций, почитание Рублева прекратилось. И лишь сегодня, возвращаясь к православным истокам, мы вновь поминаем великого иконописца. В июле 1988 года на Поместном соборе Русской Православной Церкви его причислили к лику святых угодников Божиих. Имя преподобного Андрея навсегда останется святыней для тех, кому дороги православие и отечественное искусство.