характеристика основных элементов Главная страница-карта

все о НДС

налоговый кодекс РФ

Основные направления в эволюции законодательства об НДС в странах, где этот налог существует, определяются стремлением, с одной стороны, усилить чисто фискальную функцию налога, а с другой, - использовать его в целях стимулирования экономического развития. С этим связана наблюдающаяся почти во всех странах тенденция к расширению облагаемой базы налога, круга плательщиков и сокращению льгот. Похожие тенденции характеризуют развитие законодательства об НДС в России. Однако у нас оно происходит в специфических условиях. Прежде всего, это связано с переходом к новой системе рыночных отношений, а также с решением задач интеграции страны в систему мировых экономических связей. Российское законодательство об НДС характеризуется чрезвычайной подвижностью и изменчивостью. Со времени принятия первого закона было издано еще 17 законодательных актов, вносивших изменения и дополнения в закон (иногда радикальные). Не меньше изменений было внесено и в Инструкцию ГНС №1 о порядке исчисления и уплаты налога (семь - за три года ее действия). Изменения были настолько существенны, что 11 октября 1995 года выходит в свет новая Инструкция № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». Однако на этом изменения правовой базы этого налога не прекратились. По настоящий момент в Инструкцию № 39 от 11 октября 1995 г. уже внесены 4 изменения и дополнения, а также издан целый ряд инструктивных писем ГНС РФ, ГТК РФ, Минфина РФ и Постановлений Правительства РФ, регулирующих правовое положение налога на добавленную стоимость. Изменения правовой базы НДС позволяют говорить о некоторых общих тенденциях, характеризующих эволюцию НДС в России. Во - первых, это более тщательное и детализированное регулирование положений, касающихся международных аспектов действия НДС. Во - вторых, это стремление приспособить законодательство об НДС к новым условиям рынка и рыночных отношений. В - третьих, это тенденция к расширению налогооблагаемой базы и усилению фискальных функций налога. Вместе с тем, наблюдается определенная попытка усилить роль НДС в качестве инструмента стимулирования производства и инвестиций.Как уже говорилось выше, основным документом, определяющим порядок взимания НДС, является Закон РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с последующими изменениями и дополнениями).Первоначальная редакция статьи 1 этого закона содержала следующее определение НДС: «Он представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг (далее - товары (работы, услуги)), и вносится в бюджет по мере их реализации».Из анализа данной нормы следует, что законодатель установил лишь общее понятие налога, из которого неясно - как же он будет взиматься. Более поздняя редакция статьи 1 определила и общий механизм исчисления НДС: «Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения" . Такая формулировка отражает далеко не все случаи исчисления НДС, поэтому данное определение необходимо рассматривать как всего лишь понятие налога, которое может меняться в зависимости от того, какой существенный признак будет положен в его основу. Первый элемент любого налога, в том числе и НДС, - определение субъекта обложения. Понятие плательщика является одним из центральных в системе налога на добавленную стоимость. Оно обозначает налогового субъекта, под контролем которого находятся все экономические объекты - товары, услуги, подлежащие обложению этим налогом. Только этот субъект несет ответственность перед налоговыми органами, ведет соответствующий бухгалтерский учет, имеет право на зачет авансового налога, обязан выставлять счета по требованию своих клиентов, выделяя сумму налога в счете отдельной строкой, имеет право на отдельные льготы по налогу, и только оборот этого субъекта подлежит обложению НДС. Характерно, что во всех системах западноевропейского налогового законодательства таким субъектом - налогоплательщиком - является - не предприятие, а предприниматель. Предпринимателем может быть как физическое, так и юридическое лицо, если оно удовлетворяет общепринятым признакам понятия предпринимателя, т. е. самостоятельно и постоянно осуществляет производственную, коммерческую или профессиональную деятельность с целью получения дохода. Таким образом, понятие «предприниматель» в системе налога на добавленную стоимость имеет самый широкий смысл, и им может являться любая хозяйственная структура, которая соответствующим образом оформлена, признается законодательством и участвует в экономической жизни страны. Принятое в западноевропейских странах понятие предпринимателя-плательщика НДС имеет самый широкий смысл и охватывает максимально возможное число потенциальных налогоплательщиков, создавая широчайшую налоговую базу НДС. Вместе с тем ясность понятия и его признаков надежно определяют права налогоплательщиков и позволяют рассчитывать на их лояльность к налогу и сотрудничество с государственными органами при взимании НДС. В эволюции российского законодательства об НДС проявилась тенденция к расширению круга плательщиков. В соответствии с первым законом об НДС в число плательщиков входили юридические лица, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность, а также иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность на территории России. Однако в число плательщиков не были включены предприятия, импортирующие товары на территорию РФ. Но уже почти через год после введения закона в действие был принят закон, согласно которому субъектами обложения стали предприятия, импортирующие товары на территорию России. Второй элемент налога на добавленную стоимость - объект обложения и связанное с ним определение основы налога - облагаемой базы. В развитии российского законодательства об НДС отмечается свойственная всем странам тенденция к расширению сферы действия налога за счет включения в налоговую базу новых видов товаров и услуг. В России в число объектов обложения входит не только предоставление товаров и оказание услуг, но и выполнение работ. Первый закон об НДС ограничивал перечень объектов только оборотами по реализации товаров, работ и услуг на территории страны. Позднее к числу облагаемых оборотов были отнесены также товары, ввозимые на территорию Российской Федерации. К объектам обложения налогом добавились также обороты по реализации залога. Сюда же относятся обмен товаров и услуг, их безвозмездная передача, а также средства, полученные от других предприятий и организаций. В настоящее время объектами налогообложения по НДС являются разнообразные юридические факты :1.) обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг); 2.) обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного производства, затраты по которым не относятся на издержки производства; 3.) товары, ввозимые на территорию Российской Федерации. При этом обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного производства, затраты по которым не относятся на издержки производства, признаются объектом налогообложения по НДС в силу того, что предприятие в данном случае одновременно выступает и производителем товаров (работ, услуг), и его потребителем. Иными словами, создавая добавленную стоимость в форме увеличения стоимости товара, предприятие не продает его, то есть не перекладывает сумму налога на покупателя, а уплачивает НДС за счет собственных средств. В данном случае НДС взимается в форме прямого налогообложения. В соответствии с западноевропейской концепцией НДС облагаемый оборот подразделяется на следующие виды:- поставки товаров (услуг) и другие коммерческие операции, осуществляемые в процессе любой предпринимательской деятельности; - собственное потребление товаров (услуг) на непредпринимательские цели (личные, семейные т. п.) в процессе осуществления предпринимательской деятельности, которое может выступать в разных формах (как изъятие товаров в целях личного потребления, продажа товаров или оказание услуг своим работникам, натуральная оплата труда, специальные затраты на непредпринимательские цели);- импорт товаров. Перечисленные виды облагаемого оборота охватывают практически все возможные случаи коммерческого оборота и обеспечивают самую широкую основу обложения. Следует подчеркнуть, что западные понятия облагаемого оборота в отличие от российского - обороты по реализации - носят более широкий и всеохватывающий характер, и в то же время виды облагаемого оборота четко конкретизированы.Существенным в понимании механизма действия НДС является понятие «поставки» товаров и услуг. В большинстве случаев синонимом этого понятия является «продажа». Однако, кроме продажи этот термин может означать передачу, сдачу в аренду или реализацию имущества, оказание услуг, выполнение работ, договор в отношении товаров (услуг). Предметом поставки в самом общем виде является все то, что воспринимается на рынке как вещь, имеющая стоимостную оценку. Поставка имеет место, если предприниматель передает право распоряжения или владения предметом поставки получателю (покупателю, заказчику) или, по его поручению, третьему лицу. Вся система налога фактически основывается на передаче этого права: как только поставка происходит, оборот становится облагаемым и возникает налоговая ответственность. Как правило, передача права распоряжения совпадает с передачей права собственности, но на практике бывают случаи их несовпадения. Именно поэтому западное законодательство для избежания спорных моментов берет за основу передачу права распоряжения. Следует отметить, что для налогового права и целей налогообложения особое значение имеет несовпадение налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость с объектом налогообложения. Налогооблагаемая база состоит из следующих показателей :1.) объекта налога (обороты по реализации товаров, работ, услуг) ;2.) будущего объекта (авансы полученные); 3.) иные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (сумма штрафов по хозяйственным договорам, средства, перечисляемые в фонды развития предприятия).Для определения облагаемого оборота важны два критерия: во-первых, стоимость реализуемых товаров (услуг); во-вторых, исчисление стоимости. На первых порах российский законодатель указывал, что для исчисления стоимости реализуемых товаров используется понятие «применяемых цен», первый закон об НДС не давал расшифровки этого термина. В 1992 году в законодательство об НДС вводится понятие «рыночной цены» для случаев реализации товаров по цене не выше фактической себестоимости. В такой ситуации для целей налогообложения принимается рыночная цена, сложившаяся на аналогичную продукцию на момент реализации, но не выше фактической себестоимости. Приведенные положения налогового законодательства создают определенные трудности для предприятий в случае реализации ими товаров по цене ниже их себестоимости. Дело в том, что закон об НДС не указывает, с какого момента определяется рыночная цена. Соответствующее разъяснение дается в Инструкции ГНС о применении этого налога. Инструкция указывает, что в расчет при этом принимается рыночная цена, сложившаяся на рынке на момент исполнения сделки. Подобное толкование может повлечь большие убытки для продавца, реализующего свой товар в условиях инфляции. Продавцу приходится доначислять до рыночной цены свою выручку и уже с этой суммы платить налог. Налогообложение будущего объекта (авансов полученных) не приводит к двойному налогообложению, так как в момент появления оборота по реализации суммы НДС, уплаченные ранее с авансов, возвращаются налогоплательщику. Включение в налогооблагаемую базу по НДС иных сумм, получение которых связано с осуществлением расчетов по оплате товаров (работ, услуг), является вынужденной мерой. Благодаря этому налогоплательщики лишаются существовавшей на первых порах возможности ухода от НДС, когда стороны по договору умышленно занижали цену продукции, а получали оставшуюся сумму в виде перечисления во всевозможные фонды развития либо в виде штрафов. Основа исчисления налога. В российском законодательстве о НДС этот термин не употребляется. Вместо него введены понятия «определение облагаемого оборота», а также «стоимость реализуемых товаров» (работ, услуг), что вносит неопределенность в определение самого объекта налогообложения. В западной же концепции НДС объект налогообложения определяется однозначно: основой исчисления налога является вознаграждение - добавленная стоимость. Если же вознаграждение, действительное или подразумеваемое, отсутствует, оборот не подлежит обложению. При этом в рамках концепции НДС вознаграждение может осуществляться путем обмена в любой форме: «товар - деньги», «товар - товар», «товар - услуга», «услуга - товар», «услуга - деньги», «услуга - услуга» и т. п.Под вознаграждением - основой исчисления налога - понимается вся сумма расходов потребителя, необходимая ему для получения предмета потребления, за исключением расходов на НДС. Таким образом, только НДС не входит в основу его исчисления, все же остальные издержки, например транспортные расходы, прочие налоги на потребление, все прочие расходы, связанные с осуществлением оборота и т. п., являются составной частью вознаграждения. При бартерном обмене вознаграждением считается стоимость каждого оборота. Если при осуществлении оборота вознаграждение как таковое отсутствует, но по налоговой концепции оно должно иметь место, как, скажем, при личном потреблении, то основой исчисления налога становится расчетное или оценочное вознаграждения, определяемые по законодательно установленным правилам в целях предотвращения возможной договоренности между лицами о выплате заниженного или символического вознаграждения. Такой подход к определению основы исчисления НДС позволяет не только четко обозначить объект, но и охватить самую широкую базу обложения этим налогом. Законодательство об НДС во всех странах устанавливает перечень товаров и услуг, освобождаемых от уплаты налога. Обычно при этом применяется принцип освобождения так называемых приоритетных товаров и услуг. В первую очередь к ним относятся продовольственные товары. Практика освобождения весьма разнообразна. Некоторые из европейских стран облагают налогом продовольственные товары; другие руководствуются принципом освобождения от налога тех продовольственных товаров, которые являются наиболее важными для потребления семей с низкими доходами. К числу освобождаемых от уплаты НДС товаров относятся лекарственные средства. В некоторых странах льготы распространяются на периодическую печать, книги. К приоритетным услугам, освобождаемым от уплаты НДС, обычно относят транспортные услуги, почтовую связь, медицинские услуги. Не облагаются налогом жилье, водоснабжение, учебные заведения, культурно - просветительные мероприятия, радио и телевидение, целый ряд других услуг (кремация, захоронение). При этом не имеет значения, какие организации оказывают эти услуги, - государственные или частные. Важна значимость для общества вида деятельности. Российское законодательство содержит широкий перечень товаров, работ и услуг, освобождаемых от НДС. В статье закона, перечисляющей льготы, использованы все буквы русского алфавита, кроме последней. Российское налоговое законодательство вообще характеризуется казуистичностью, дробностью. Особенно это относится к перечню таких его категорий как плательщики, льготы и пр. Не избежало этих недостатков и законодательство об НДС. Некоторые особенности льгот по НДС в России обусловлены проходящими в ней процессами приватизации. Закон освобождает от НДС стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных предприятий, а также стоимость приобретаемых гражданами жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Российский закон освобождает от уплаты НДС квартирную плату. Не облагается этим налогом продукция собственного производства колхозов, совхозов, а также изделия народных промыслов. Освобождаются от налога операции, связанные с обращением валюты и ценных бумаг, операции по страхованию. При этом российский законодатель при установлении льгот исходит из общего принципа: перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, является единым на всей территории РФ.Существенная роль в концепции НДС отводится вопросу установления ставок налога. Принцип нейтральности налогового обложения, стимулирующий конкурентные позиции предпринимателей, наиболее полно выдерживается, если в сферу обложения включены все товары (услуги), а налог взимается по единой стандартной ставке. Кроме прочего, установление единой ставки налога значительно упрощает систему налогообложения и снижает затраты в процессе взимания НДС. Большинство западных специалистов склонны считать, что теоретические аргументы, без сомнения, говорят в пользу единой ставки НДС. Они подчеркивают, что, кроме ослабления нейтральности, система НДС с дифференцированными ставками будет обладать и другими недостатками более практического характера: товары и услуги, подпадающие под обложение по разным ставкам, должны быть четко классифицированы, что технически трудно выполнимо и поэтому ведет к двусмысленности и, соответственно - налоговым нарушениям, уклонению от обложения, росту издержек на соблюдение налоговой дисциплины, понижению (до нулевой) ставок налогов или освобождению от обложения по отдельным видам товаров и услуг, распространению налоговой скидки на лиц и семьи с повышенными доходами; кроме перечисленного издержки по предоставлению налоговых льгот могут быть относительно большими и потребовать повышения ставок на основную массу товаров и услуг. Однако практика применения налога на добавленную стоимость ставит практически все страны, применяющие НДС, перед необходимостью дифференциации ставок налога для достижения социальных, перераспределительных целей и обеспечения конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Почти все страны применяют более низкие ставки НДС на товары (услуги), потребление которых важно для низкодоходных групп, и более высокие, чем стандартные ставки, на отдельные блага и предметы роскоши, потребляемые в основном высокодоходными категориями населения. Следовательно, вносится элемент прогрессивности налога в зависимости от потребления и уменьшается его регрессивность в зависимости от дохода. Особенностью НДС является так называемая нулевая ставка (0, Zero rate). Нулевая ставка и освобождение от уплаты - не одно и тоже. Нулевая ставка - это ставка налога, который в принципе взимается, но по ставке, равной 0 процентов. В этом смысле нулевая ставка имеет то же последствие, что и освобождение от налога. Однако предприниматель, уплачивающий нулевую ставку, получает право на возврат всей суммы НДС, входящей в стоимость товаров и услуг, приобретаемых им в процессе производства товаров. Подобная льгота ставит его в более выгодное по сравнению с теми предпринимателями, которые просто освобождены от уплаты налога. В некоторых странах круг товаров, к которым применяется нулевая ставка, чрезвычайно широк; в других - весьма ограничен. В Великобритании с помощью нулевой ставки фактически освобождены от уплаты налога почти все продовольственные товары (за исключением шоколада, кондитерских изделий, алкогольных напитков). По нулевой ставке облагаются и такие услуги, как канализация и водоснабжение (если они не для промышленных целей). Нулевая ставка применяется к книгам (в их число включаются и книги для слепых), периодическим изданиям, перевозке пассажиров, снабжению лекарствами и пр. В целом около 30 % товаров частного потребления в этой стране облагаются по нулевой ставке. В эволюции размера ставки в странах, устанавливающих НДС, отмечаются две тенденции: во-первых, к повышению размера стандартной ставки; во-вторых, к дифференциации и введению нескольких ставок налога. В Российской Федерации на первом этапе (1991-1993 гг.) была установлена единая ставка. Размер ее был чрезвычайно высок - 28 %. На втором этапе - 1992-1995 гг. - произошло значительное сокращение ставки. Более того, они дифференцировались. Вместо единой ставки были введены две ставки - максимальная (20 %) и минимальная (10 %). В законодательном порядке устанавливалось, что минимальная ставка применяется ко всем продовольственным товарам (кроме подакцизных), а также к товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ. Таким образом, на втором этапе размер ставки НДС в России был приближен к мировому уровню. Третий этап в эволюции ставки НДС связан с проведением крупной налоговой реформы в апреле 1995 г. При этом сами ставки не подверглись изменениям. Но произошли существенные перемены в их применении. Во-первых, значительно сузился перечень групп товаров, к которым применяется минимальная 10-процентная ставка. Закон установил, что такая ставка применяется не ко всем продовольственным товарам, как было до этого, а лишь к тем, перечень которых содержится в утвержденном Правительстве документе. Такой перечень был утвержден Правительством в июле 1995 г. В нем содержалось наименование 18 продовольственных товаров, к которым применяется минимальная ставка. В ноябре того же года, правда, было принято новое Постановление Правительства, значительно расширившее перечень продовольственных товаров, по которым применяется ставка в размере 10 %.Во-вторых, Закон от 25 апреля 1995 г. установил, что предусмотренные им ставки применяются не только к отечественным, но и к импортным товарам. «Указанные ставки, - гласит Закон «О налоге на добавленную стоимость» в новой редакции, - применяются также при исчислении налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территории Российской Федерации» (ч. 2, ст. 6). В-третьих, начиная с 28 апреля 1995 г., то есть с официальной даты вступления в силу Федерального Закона № 63-ФЗ, налогоплательщики получили право относить на возмещение из бюджета суммы налогов по материальным ресурсам, работам и услугам производственного назначения по мере оплаты этих ресурсов поставщикам, а не в зависимости от списания затрат по их приобретению на издержки производства и обращения, как было установлено ранее. В-четвертых, указанным Законом изменено определение облагаемого оборота для расчета НДС у заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, за исключением предприятий розничной торговли и общественного питания. Начиная с оборотов за май 1995 г., указанные предприятия торговли определяют оборот, облагаемый НДС, на основе стоимости реализуемых товаров, исходя из применяемых продажных цен и рассчитывают сумму НДС, подлежащую взносу в бюджет, в виде разницы между суммой налога, полученной от покупателей, и суммой налога, уплаченной поставщикам товаров (а не с суммы наценки, надбавки, межценовой разницы, как было установлено ранее).Все названные положения первоначально нашли соответствующее отражение в изменениях и дополнениях № 6 Инструкции ГНС РФ № 1 от 9 декабря 1991 г. «О порядке исчисления и уплаты НДС», а затем в Инструкции ГНС РФ от 11 октября 1995 г. № 39 «О порядке исчисления и уплаты НДС». Однако, как показала практика, эта коренная реформа законодательства не решила всех вопросов организации исчисления и уплаты НДС.2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

вверх