Интервью В.Д. Симоненко

30.03.2004

В Англии с давних пор технология - второй предмет после математики. У нас же, в России, до последнего времени существовало трудовое обучение, но не преподавалась технология как предмет. И только относительно недавно технология стала входить в число основных предметов. Именно поэтому проблемы создания новых учебников и методической литературы в этой области особенно актуальны сегодня. Об этом рассказывает автор учебников для общеобразовательной школы профессор Виктор Дмитриевич Симоненко.

- Виктор Дмитриевич, почему в настоящее время ряд ученых активно добивается того, чтобы на изучение школьниками технологии отводилось больше времени?

- Технология, являясь одним из средств мотивации обучения, интегрирует знания основ наук и позволяет применить их на практике. Известно, что труд во всем его многообразии является основной движущей силой в развитии как отдельного индивида, так и общества в целом. История смены цивилизаций - это по существу история развития и смены технологий. Катализатором этого процесса является научно-технический прогресс.
В течение длительного времени подростковый возраст (10 - 15 лет) оставался периодом интенсивного освоения практических знаний и умений, необходимых для нормального вхождения в самостоятельную жизнь и выполнения связанных с этим различных обязанностей. Это не могло не наложить отпечаток на психофизиологию растущего человека, сделав его в эти годы особенно восприимчивым для освоения разнообразных трудовых навыков и умений. Наличие возможностей, как известно, порождает и соответствующие потребности: у подростков буквально "руки чешутся" по реальному делу. Давно замечено, что они нередко быстрее взрослых добиваются отличных результатов в труде.
Социальный прогресс в развитых странах существенно отодвинул сроки включения молодого поколения в трудовую жизнь. Подростковые годы дети теперь проводят в школе, но сформировавшийся у них за тысячелетия психофизиологический стереотип остается в силе. Это природная основа для их успешного трудового обучения. Полученные подростком трудовые умения и навыки создают благоприятные условия для последующего овладения практически любой профессией, повышают его самооценку и статус в глазах сверстников.
Большое значение имеет и нравственная сторона трудовой подготовки: формирование уважения к своему и чужому труду, уверенности в себе, бережливости, ответственности, инициативы и самостоятельности и т.д.
В современных условиях подавляющая часть подростков может удовлетворить свою потребность в овладении трудовыми знаниями, навыками и умениями только в школе. Эту возможность открывает перед ними трудовое обучение (технология). Состоявшиеся за последние годы три Всероссийских олимпиады школьников по этому предмету показали заметный качественный сдвиг в технологической подготовке учащихся, что объясняется обогащением ее содержания и широким использованием метода творческих проектов.

-В чём особенность ваших учебников по технологии?

- Пожалуй, впервые созданы учебники, отвечающие программе образовательной области "Технология". К тому же они являются своеобразной ступенью к учебникам нового поколения, в основе которых лежит метод проектов (подобные учебники уже созданы для начальной школы и для пятого класса средней школы). Если говорить о старшей школе, то здесь впервые раскрыты такие важные для современных выпускников школы темы, как "Домашняя экономика", "Основы предпринимательства", "Имидж и этикет". Важно отметить, что учебники для старшей школы дополнены учебным пособием "Основы технологической культуры", где раскрывается сущность технологической культуры, общие технологические принципы преобразовательной трудовой деятельности в современном обществе.

- В учебниках "Технология" для учащихся 5 - 9 классов довольно богатый теоретический материал, есть практические работы. А вот лабораторных нет.

- Да, это действительно так. Но по мере основания технологии в новом поколении учебников лабораторные работы будут. Это работы, связанные с определением прочности материалов, изучением силы тока в зависимости от направления и сопротивления в цепи и др. Коренное отличие технологии от трудового обучения в ее интеллектуальном потенциале. В этом плане лабораторные работы играют значительную роль и за ними будущее. Но для этого надо создать соответствующую учебно - материальную базу.

- Вы выпустили учебники для учащихся I - XI классов. Планируется ли издание методических пособий для учителя?

- В настоящее время подготовлены следующие методические пособия: "Общие основы методики преподавания технологии" ( - Брянск: Изд-во БГУ, 2000. - 228 с.), "Методика обучения технологии учащихся 5 - го класса" ( - Брянск: Изд-во БГУ, 2001. - 137 с.), "Методика обучения технологии учащихся 6 класса" ( - Брянск: Изд-во БГУ, 2002. - 120 с.). К тому же изданы учебно - методические пособия по творческим проектам: " Творческие проекты старшеклассников. Книга для учителя" ( - Брянск: Изд-во БГУ, 1998. - 232 с.), "Творческие проекты учащихся V - IX классов" ( - Брянск: Изд-во БГУ, 1996. - 236 с.). В настоящее время эти учебно - методические пособия прошли экспериментальную проверку и в 2003 - 2005 гг. будут изданы массовыми тиражами.

 

 

 

Информация взята с сайта image.websibe.ru