КАФЕДРА  ФИЗИКИ  И  МАТЕМАТИКИ

Дистанционные образовательные технологии как средство организации качественного школьного обучения.

 

Разработка и использование  дистанционных форм обучения с использованием интерактивных тестов.

 

Лекция "Организация дистанционного обучения в лицее №8 "Олимпия"

Ким Н. А.

Презентацию к сообщению см. на нашем сайте (280 kB)

Курс «Организация дистанционного обучения» размещен на сайте . и  предназначен для обучения учителей лицея основам разработки дистанционных курсов.

Курс дистанционного обучения разрабатывается на модульной основе: каждый модуль это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени. 

    Концептуальные положения дистанционного обучения:

•   В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).

•   Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации, умел с этой информацией  работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.

•   Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.

•   Организация самостоятельной деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве, метод проектов, исследовательские, проблемные методы.

•   Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем – координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности.

•   Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи, автоматического контроля (через системы тестирования) так и отсроченного контроля (например, при очном тестировании).

 

Центр Дистанционного Обучения «Олимпия» разработку курсов и проведение дистанционных занятий осуществляет в системе MOODLE. Это одна из наиболее «продвинутых» систем организации дистанционного обучения. Для работы в ней не требуются знаний программирования и создания сайтов. Кроме того, в соответствующих модулях предлагаются  ссылки на внешние источники, посвященные тем или иным особенностям MOODLE, как правило, англоязычные.  

MOODLE - это система управления содержимым готового сайта, специально разработанная для того, чтобы соединить в одном месте разработчиков, дистанционных преподавателей и пользователей образовательной системы MOODLE. 

 Слово " MOODLE" – это акроним слов –  Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда.

    Рабочее пространство MOODLE организовано на основе блочного принципа. Хочется подчеркнуть, что вся прелесть MOODLE состоит в том, что настройки системы настолько гибки, что позволяют приспосабливать каждый курс под вкусы и особенности не только данной преподаваемой дисциплины, но и данного преподавателя.  

    Возможности системы MOODLE огромные:

•   Размещение на курсе учебных материалов любых форматов;

•   Организация среды интерактивного общения Учителя и учащихся;

•   Создание системы детального контроля знаний;

•   Дифференцированная работа с учащимися в группах;

•   Постоянный мониторинг всех действий учащихся.

Обращаем ваше внимание на то, что это курс учебный, он постоянно обновляется, на нем постоянно проходит отработка новых возможностей системы MOODLE, поэтому некоторые ресурсы и элементы курса могут находиться в тестовом режиме.

В образовательной системе MOODLE существует два базовых инструмента для создания дистанционных курсов: ресурсы курса  и элементы курса.

    Разработчики ЦДО «Олимпия» под ресурсами курса понимают – информационные ресурсы, к ним относятся: пояснение, веб-страница, файл, сайт и каталог.

    А элементы курса, объединяют интерактивное общение: форум, глоссарий, вики, рабочую тетрадь и базу данных  и контроль знаний: опрос, задание, тест, лекция, семинар.

 

Ресурсы курса

Рассмотрим подробнее ресурсы курса  и элементы курса.

Ресурс – это содержание, материалы, которые преподаватель размещает в модулях курса. Они могут быть подготовлены в виде файлов, которые загружаются в базу данных MOODLE. Система MOODLE позволяет использовать в качестве ресурсов курса разнообразные форматы электронных документов. Возможно, вы захотите добавить в свой курс дополнительные материалы, например, web-страницу, аудио и видео файл, текстовый документ или флэш-анимацию.

Пояснение - специфический ресурс, отличающийся от всех остальных тем, что его контент появляется непосредственно на странице курса. Поэтому его можно использовать для прямого обращения к учащимся, для улучшения дизайна Главной страницы, т.е. в качестве декоративного элемента.

Веб-страница - наиболее популярный ресурс, который позволяет создать страницу с любым контентом. Т.е. здесь можно разместить текст, рисунки, ссылки, таблицы - все то, что можно увидеть на любой Интернет - странице. Так как ссылка на веб-страницу – это ссылка на внешнюю веб-страницу, то таким образом содержание курса дополняется информацией из Интернета.

Файл. Этот ресурс можно использовать для размещения различных файлов мультимедиа: презентаций, звуковых и видеоматериалов: документов MS Office: Word, Excel, Access.

Любой существующий файл  может быть загружен на Ваш курс и, храниться на сервере. Пока Ваши файлы хранятся на сервере, Вы можете перемещать, переименовывать, редактировать или удалять их.

Сайт. Этот ресурс позволяет расширять учебное содержание курса за счет создания гиперссылок на Интернет-сайты, соответствующей тематики.

Каталог. Различные файлы со сходным педагогическим назначением можно закачать на сайт и расположить в одной директории. После этого поместить ссылку на каталог. Учащиеся могут просматривать все файлы каталога.

Так можно создать, например, альбом фотографий.

 

Элементы курса.

 

Форум. Еще совсем недавно было большой проблемой даже для опытных пользователей сети организовать свой независимый форум. Для пользователей MOODLE сейчас не составляет никакого труда добавлять неограниченное число разнообразных по формату форумов в свои курсы. Лишь бы хватило сил и времени на их обслуживание. Форум создается всего в два нажатия кнопки мыши - в режиме редактирования нужно выбрать в окошке "Добавить элемент курса" "Форум" и отредактировать его настройки. Можно использовать три вида форума: Стандартный форум; Форум в формате "Каждый открывает одну тему"; Форум в формате "Простое обсуждение".

    Форум – это инструмент, используемый для организации дискуссий, публичных обсуждений, диспутов. Подписавшись на форум, участники могут получать копии сообщений форума на свой адрес электронной почты.

Учитель может подписать на форум всех учащихся, в обязательном порядке.

Глоссарий (или словарь) – это инструмент, который позволяет участникам ДО создавать и формировать список определений и понятий тем, наподобие словаря. По записям глоссария проводится поиск и их можно просмотреть в различных режимах.

    Вы можете иметь только один Главный глоссарий на курсе, и множество Вторичных Глоссариев. Записи со Вторичных глоссариев передаются в Главный. Это позволяет строить главный глоссарий, используя вторичные. Учащиеся не могут изменять записи в Главном глоссарием.

Инструмент Вики позволяет создавать общий документ сразу нескольким авторам вместе, используя простой язык разметки.

"Wiki wiki" значит сверхбыстрый на гавайском языке и скорость, с которой редактор Wiki создает и обновляет страницы, одно из определенных достоинств технологии wiki. Просмотр документов на wiki не возможен до тех пор, пока их публикация не одобрена. Большинство документов wiki открыты для публичного доступа. По крайней мере для тех пользователей, которые имеют доступ к серверу wiki.

Содержимое обычно никогда не удаляется и может быть восстановлено. Каждый человек может расширять содержание, редактировать, оставлять комментарий и т.д. Чаще всего, сообщения Вики не контролируются центральным администратором,     но на нашем курсе, учитель всегда может отредактировать любую страницу Вики.

Рабочая тетрадь. Это элемент приватного общения Учителя и ученика. Учитель предлагает учащимся высказаться на определенную тему, задавая вопрос. Ученик отвечает на вопрос в течение некоторого периода времени

База данных - это инструмент, который позволяет учителю и учащимся построить информационную таблицу на любую возможную тему и включить учащихся в работу по поиску и наполнению данных. Формат и структура записей почти неограниченна, включая рисунки, файлы, ссылки, числа и текст. Интересное направление этого инструмента - использовать портфолио ученика, с тем, чтобы все учащиеся могли иметь к нему общий доступ.

 

Обратная связь от учебной деятельности существенная часть системы обучения и оценивание одно из наиболее важных действий в образовании. Как учителя, мы не можем сказать, что происходит в головах учащихся, поэтому нам необходим путь демонстрирующий, что учащиеся поняли, а что нет. Хорошо спроектированный опрос, тест, задание; хорошо составленная лекция и семинар может дать нам информацию о деятельности учащегося. Если обратная связь достаточно своевременная, то она будет полезным инструментом для самих учеников для того, чтобы измерить свою собственную работу и помочь сделать ее более успешной.

Опрос – это инструмент, позволяющий быстро выяснить отношение учащихся к определенной проблеме, вопросу.

    Опрос – это выбор, голосование, определение мнения участников опроса. Когда Вы добавляете инструмент опрос, Вы задаете вопрос, снабженный двумя или более ответами. Учащиеся могут голосовать. Может быть задан только один вопрос, в отличии  от тестов с множественным выбором, которые будут рассмотрены позже. Один из хороших способов использования - это провести быстро опрос в начале курса, выясняя уровень подготовленности учащихся.

Задание - эффективный инструмент работы со слушателями. Напоминает классическую форму работы школьного педагога - контрольные работы. Преподаватель формулирует задание, публикует его и предлагает слушателям дать ответ. Задание позволяют учителю ставить задачу, которая требует от студентов подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его на сервер. Преподавателю приходит уведомление об отправке ответов слушателей. Типичными заданиями являются очерки, проекты, сообщения и т.п. Модуль позволяет учителю ставить оценки за полученные ответы.

Существует три формы ответов:

•   Ответ он-лайн. Этот режим предполагает возможность студента дать ответ непосредственно на сайте. Студент может редактировать текст ответа, используя обычные средства редактирования (как в форуме, при отправке сообщения). Учитель может написать отзыв на ответ ученика и поставить оценку. Свой отзыв учитель может писать, взяв за основу ответ, присланный студентом, т.е вносить исправления, комментировать и т.п. При этом учитель не должен забывать выделять свои комментарии хотя бы цветом.

•   Ответ вне сайта. Сказано громко, а по сути слушатель просто отправляет ответ преподавателю по электронной почте.

•   Ответ в виде файла. Слушатель получает задание, самостоятельно, офф-лайн, отвечает на него и отправляет в виде прикрепленного файла.

Тест.   Этот инструмент позволяет учителю создавать тесты, состоящие из вопросов различных типов. Вопросы могут быть: с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, а также некоторые другие виды

     Эти вопросы сохраняются в базе данных по определенным темам и могут быть использованы в нескольких курсах и между курсами. Для сдачи тестов может быть определено несколько попыток. Модуль тестов включает систему для оценивания. Общая оценка теста складывается из оценок составляющих вопросов с учетом весовых коэффициентов.  Тест – очень удобный, гибко настраиваемый инструмент контроля.

    Тест может также содержать обратную связь, отклик, реакцию учителя на работу ученика. В этом отклике учитель может объяснить, например, каков должен быть ответ.

Лекция. Этот элемент позволяется проводить занятие, руководствуясь выбором и ответами учащихся. Можно рассматривать его как блок-схему, маршрутную карту. Ученик изучает тему, после этого Учитель задает несколько вопросов. Базируясь на ответах ученика, система посылает его на различные страницы. Например, если ученик выбрал ответ 1, то система послала его на страницу 3; если ученик выбрал ответ 3, то система послала на страницу 5. Лекция - очень удобный и полезный инструмент, но требует установки в несколько этапов.

Семинар. Полезный элемент ДО для создания среды социальной рефлексии. Выступления (статьи, ответы) учащихся оцениваются их одноклассниками, учителем и автором, согласно выстроенной Учителем процедуре оценивания

    

В ходе проектирования, разработки курса и непосредственного проведения дистанционных занятий, Учителям предоставляются разнообразные возможности для работы с учащимися.

Работа с учащимися предполагает, что:

•   уже в начале изучения темы учитель имеет возможность ознакомить учеников с четкими и прозрачными критериями оценки их знаний;

•   ученики на практике могут убедиться, что наугад пройденное тестирование не дает возможности получить высокую оценку;

•   не нужно каждый год распечатывать бланки тестов;

•   чтобы выставить оценку учителю не нужно проверять тесты учеников, компьютер делает это сам;

•   оценка ученика становится известной и ученику, и учителю сразу после прохождения теста;

•   сохраняются ответы ученика по каждому вопросу, их можно или показывать, или не показывать ученику;

•   автоматически формируется список с оценками учеников;

•   автоматически проводится анализ выполнения тестов, после анализа можно выяснить при ответах на какой вопрос ученики ошибались чаще всего;

•   легко внести изменения в существующий банк тестовых вопросов и его основе сформировать новые тесты;

•   можно упорядочить процесс ученических повторных аттестаций (разрешить только одну повторную аттестацию, предоставить возможность тренировки перед повторной аттестацией и т.д.)

Распределение по группам. После зачисления учащихся на курс можно распределить их по нескольким группам. Каждая группа учащихся будет работать со всеми (или частью) элементами курса, независимо от других групп.

Шкала оценивания. Система предусматривает применение различных шкал оценивания. Каждый вопрос, тест, задание, сообщение на форуме и т.д. может независимо оцениваться в баллах с заданным максимумом. Учитель может также создавать и применять собственные шкалы оценок. Если преподаватель не желает использовать оценивание в курсе или хочет скрыть оценки от студентов, то он может это сделать, запретив показывать результаты оценивания. Это не будет означать, что любые индивидуальные действия студентов перестанут оцениваться. Просто результаты такого оценивания не будут показаны студентам.

Мониторинг деятельности. Все действия участников курса подробно протоколируются. Тем самым, Учитель имеет полную картину действий ученика: от просмотра отдельных ресурсов до ответов на задания, тесты.

Управление правами. Имеется несколько предопределенных ролей: Администратор, Создатель курса, Учитель, Учитель без редактирования, Ученик, Гость. Каждая из этих ролей наделена правами на то или иное действие в рамках курса. В то же время, и по каждому элементу курса (ресурс, задание, форум и т.д.) Учитель может наделить некоторых учеников дополнительными правами. Например, можно назначить ученика Администратором Вики или Учителем на форуме.

График заданий. Большинство элементов ДО имеют параметры, для настройки действий учащихся по заданному временному графику.

 

 

 

Письмо лицею №8 Главная страница Структура лицея История успеха Путешествие по лицею Лицейские традиции Педагоги Друзья и партнёры Контакты Творческие студии Карта сайта Контактная информация Дистанционное обучение Форум Электронный журнал Контрольные работы на заказ