Пояснительная записка

 

Настоящая программа разработана на основе федеральной типовой программы по Технологии 5-7 кл. Министерства образования РФ (под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко, 2000 г.).

На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования области Технология, реализуется базисный уровень усвоения материала.

Согласно действующему в лицее учебному плану программа предполагает обучение в объеме 204 часа в 5-7 классах. Программа построена по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения, ступени обучения, интересов современного общества и запросов родителей и учащихся.

Данная программа обеспечивает в системе общего образования формирование у школьников технологической компетентности, что связано с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, способствует развитию способностей к созидательной, преобразовательной деятельности, подготовке к решению задач.

Содержание программы строится с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся и целей общетехнической подготовки.

В связи с усложнением задач общетрудовой подготовки школьников возникает проблема повышения эффективности учебного процесса. Достигается это построением содержания и методики обучения на основе реализации деятельностно-параметрического подхода. Суть его заключается в следующем:

-        особый акцент в учебном процессе делается на организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного продукта (изделия);

-        при разработке или выборе конструкции изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов, а также в процессе его изготовления каждый параметр качества детали (форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и взаимное расположение различных поверхностей детали) выступает для учащихся как специальная задача анализа, планирования, выполнения и контроля. А чтобы учащиеся могли ее решить, учитель знакомит их с основными параметрами качества, а также с методами и условиями их достижения. С позиций параметрического подхода изучается конструкция оборудования, приспособлений и инструментов.

В связи с отсутствием материально-технической базы и необходимых условий для изучения модуля Электротехника и электроника он исключен из программы и заменен модулем Эстетика приусадебного участка в связи с необходимостью обслуживания пришкольного участка.

Программа содержит тематический план, требования к уровню подготовки учащихся. Предметное наполнение модулей программы задается обязательным минимумом содеражния основного общего образования по образовательной области Технология. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных знаний, спроектированы ожидаемые результаты обучения.

В соответствии с этим реализуется модифицированная программа.

Структура программы основана на возможностях последовательного ознакомления учащихся с усложняющимися видами деятельности: оператора, наладчика, технолога и конструктора. Все это определяет соответствующие этапы обучения по курсу Технология:

1 этап (5 класс) формирование у учащихся знаний и умений по ручной и механической и обработке древесины на уровне операторской деятельности, т.е. выполнение работ на налаженном оборудовании и налаженными инструментами по инструкционно-технологическим картам.

2 этап (6 класс) формирование у учащихся знаний и умений по ручной и механической и обработке различных материалов с самостоятельной элементарной наладкой оборудования, приспособлений и инструментов и отдельными элементами построения технологического процесса.

3 этап (7 класс) формирование у учащихся элементарных знаний и умений по технологическому планированию обработки и конструированию несложных деталей и изделий.

Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Учитывая направленность лицея, предполагается использование информационно-компьютерных технологий и программных средств.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

Учащиеся должны знать:

-                                 какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;

-                                 общее устройство столярного, слесарного или комбинированного верстака; уметь пользоваться ими при выполнении столярных и слесарных операций;

-                                 назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного и слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего инструмента) и приспособлений для пиления (стусла), гибки, правки и клепки; уметь пользоваться им при выполнении соответствующих операций;

-                                 о путях предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
-  источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую техническую информацию;
- о наиболее массовых профессиях и специальностях, связанных с технологией обработки конструкционных материалов.


Учащиеся должны уметь:

-                                 читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения; понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

-                                 осуществлять контроль основных параметров качества детали: формы, шероховатости и размеров каждой элементарной поверхности и их взаимном расположении;

-                                 рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

-                                 владеть элементарными умениями выполнять основные операции по обработке древесины и металла ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины и металла по инструкционно-технологическим картам;

-                                 осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

-                                 владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками) и тонколистового металла (фольги) давлением по готовым рисункам.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

Учащиеся должны знать:

-                                 основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам; уметь графически изображать основные виды механизмов передач;

-                                 виды пиломатериалов;

-                                 о черных и цветных металлах, о процессе их производства;

-                                 процесс и основные условия обработки материалов (древесины и металлов) резанием, давлением, заполнением объемных форм;

-                                 основные элементы геометрии простейших режущих инструментов, уметь осуществлять их контроль;

-                                 общее устройство и принцип работы дерево- и металлообрабатывающих станков токарной группы;

-                                 возможности и уметь использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов и получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;

-                                 условия рациональной организации рабочего места и безопасного труда при обработке материалов ручными инструментами и на металлорежущих станках;

-                                 основные виды инструментов для резьбы по дереву, выполнять простейшие операции резьбы (по окрашенной поверхности, геометрической, контурной);

Учащиеся должны уметь:

-                                 читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

-                                 выявлять требования к основным параметрам качества деталей; иметь представление о методах и способах их получения и контроля;

-                                 осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;

-                                 выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарных по дереву и металлу станках;

-                                 иметь общее представление о способах отделки и художественной обработки поверхностей деталей; уметь украшать изделия выжиганием, резьбой по дереву, чеканкой; полировать, покрывать морилкой, лаками, окрашивать поверхности водными и масляными красками;

-                                 соединять детали из разных материалов (склеиванием, на гвоздях, шурупах, винтах (болтах), пайкой и т. д.);

-                                 иметь общее представление о способах изготовления деталей (изделий) путем заполнения объемных форм (литье, прессование, порошковая металлургия); уметь отливать детали простых форм из гипса, воска (стеарина);

-                                 производить простейшую наладку инструмента и станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции, изготавливать детали по чертежам и технологическим картам;

-                                 осуществлять контроль качества изготавливаемых деталей и изделий;

-                                 шлифовать и полировать плоские металлические поверхности.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

Учащиеся должны знатьь:

-                                 о современных технологиях;

-                                 о черных и цветных металлах и сплавах, полимерных, композитных и керамических материалах, их свойствах и области применения;

-                                 роль техники и технологии в развитии человечества, уметь привести примеры изобретений, внесших коренные изменения в основы технологии производства;

-                                 классификацию машин по их функциям;

-                                 общие принципы технического и художественного конструирования изделий;

Учащиеся должны уметь:

-         иметь понятие о технологическом процессе и его элементах, об общем алгоритме построения технологии обработки деталей; уметь выбирать технологическую схему обработки отдельных поверхностей в зависимости от технологических требований, предъявляемых к ним;

-         иметь общее представление об особенностях устройства и принципа действия станков с ЧПУ и роботов, об особенностях гибких технологий;

-         выполнять отдельные операции и изготавливать простейшие детали из древесины и металлов на металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках по чертежам и самостоятельно разработанным технологическим картам;

-         рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности труда;

-         работать, распределяя и согласовывая совместный труд;

-         составлять индивидуальный или бригадный проект учебно-производственной деятельности;

-         конструировать и изготавливать объемные изделия из тонкого листового металла (жести) и проволоки типа игрушек-сувениров и т. п.;

-         владеть основами художественной обработки древесины или металлов;

-         конструировать и изготавливать простейшие приспособления и инструменты для выполнения таких работ.